- Экономика
- ЭКОНОМИКЕ МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ ПОЛИТИКА
ЭКОНОМИКЕ МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ ПОЛИТИКА
Новости Русской Испании 12 октября 2016Европейский бизнес радуется дешевой нефти и низкому курсу евро, но обеспокоен досрочными выборами в Греции и настроениями в Великобритании. В минувший 2014 год экономика еврозоны входила в состоянии повышенного оптимизма, но многие надежды так и не оправдались.
В 2015 году вполне возможна обратная ситуация: реальная экономическая динамика окажется куда выше, чем ожидают в данный момент представители бизнеса.
При этом эксперты ссылаются, в частности, на резко подешевевшую нефть. Если цены на нее останутся примерно столь же низкими, как в январе 2015 года, это даст заметный импульс странам еврозоны, вынужденным тратить большие деньги на импорт энергоносителей.
Миллиарды, сэкономленные предприятиями, автомобилистами, домовладельцами на дизеле, бензине, керосине или мазуте, с большой долей вероятности пойдут на дополнительные инвестиции и индивидуальное потребление.
Другим фактором, который тоже станет своего рода бесплатной программой стимулирования экономики, является низкий курс евро. Когда 18 стран еврозоны входили в 2014 год, за один евро давали 1,37 доллара США. 2015 год начинается для теперь уже 19 стран Европейского валютного союза (к нему присоединилась Литва) при курсе ниже 1,2. Это – огромный выигрыш для европейских экспортеров, и в ближайшие 12 месяцев этот выигрыш еще больше возрастет.
Ведь укрепление доллара практически ко всем валютам связано с деятельностью Федеральной резервной системы США (ФРС), которая в 2014 году постепенно начала сворачивать свою многолетнюю политику сверхдешевых денег, а в середине 2015-го впервые за девять лет приступит к повышению ключевой процентной ставки. Это усилит приток международного капитала на американский рынок, поэтому доллар и дальше будет дорожать, а курс евро, скорее всего, двинется в сторону 1,15.
Так что европейский авиастроитель «Airbus», в июле 2014 года публично призывавший Европейский центральный банк (ЕЦБ) сбить обменный курс до 1,20−1,25, может быть доволен. Для этой компании, традиционно продающей свою продукцию за доллары, рост курса американской валюты на каждые 10 центов всякий раз оборачивается увеличением выручки примерно на 1 миллиард евро. Весьма довольными могут быть и европейские автостроители, особенно немецкие, для которых рынок США по своему значению сопоставим с китайским, а также, к примеру, итальянская компания «Fiat», ставшая не так давно обладательницей американской корпорации «Chrysler».
Однако снижение курса евро идет на пользу не только экспортерам, но и туристической отрасли в еврозоне, поскольку повышает привлекательность поездок в Европу как для американцев, так и обладателей долларов в Китае, Индии или, скажем, богатых арабских странах. Так что туристический бум на континенте будет и дальше набирать обороты.
Итак, дешевая нефть и слабый евро могут существенно укрепить положительный тренд, сложившийся в экономике еврозоны в 2014 году после двухлетней рецессии. Все основные макроэкономические индикаторы говорят о том, что рост суммарного ВВП Европейского валютного союза в 2015 году продолжится, хотя и окажется не слишком бурным. При этом среди лидеров роста будут бывшие проблемные страны Испания и Ирландия. Они постепенно начинают пожинать плоды радикальных реформ последних лет.
В этой ситуации основную угрозу для поступательного движения еврозоны представляют не столько экономические, сколько политические факторы. Главный из них – досрочные парламентские выборы в Греции, намеченные на 25 января. Они могут привести к победе левых радикалов из партии «СИРИЗА», которые обещают положить конец политике жесткой экономии, под которую Афинам предоставляется международная финансовая помощь. В этой ситуации вновь может встать вопрос о дефолте Греции и ее выходе из еврозоны.
Несколько лет назад, в разгар долгового кризиса в Европейском валютном союзе, была опасность, что такое развитие событий будет воспринято как начало развала всей еврозоны и приведет к повальному бегству капитала из других проблемных стран. Однако на удивление спокойная реакция европейского финансового рынка на новости из Афин говорит о том, что страх перед цепной реакцией на сей раз невелик.
Антиевропейские настроения растут и в Великобритании. В полной мере этот тренд можно будет проследить в ходе парламентских выборов в этой стране, намеченных на середину мая. Партия независимости Соединенного королевства (UKIP), которая получила самое большое количество голосов на выборах в Европарламент в 2014 году, вполне может повторить свой триумф. С учетом этого британский премьер-министр Дэвид Кэмерон уже пообещал своим избирателям переговоры с ЕС о расширении суверенитета Великобритании.
Кэмерон высказался за ограничение доступа на рынок труда гражданам ЕС, чтобы хоть как-то противостоять растущей в Великобритании неприязни к иностранцам. Если его план все же потерпит крах, то в 2017 году, когда в Великобритании запланирован референдум по вопросу, остаться ли стране в составе Евросоюза, Кэмерон может сам начать агитировать за выход из ЕС. Так что, может быть, уже в мае этого года станет ясно, что Британия готова сказать «гудбай!».
Такое развитие событий ознаменовало бы собой серьезный кризис всего Европейского Союза. У евроскептиков в Венгрии, Франции, Италии, Швеции, а также Германии открылось бы второе дыхание. Во Франции, где лидер крайне правой популистской партии Марин Ле Пен борется за выход страны из ЕС и теснит на политической арене слабого президента-социалиста Франсуа Олланда, ситуация может ощутимо обостриться. Стать посредником между Великобританией и остальными странами ЕС − такова сегодня главная задача нового главы Совета ЕС, бывшего премьер-министра Польши Дональда Туска.