- Туризм
- Галисийские сюжеты
Галисийские сюжеты
Новости Русской Испании 12 октября 2016Эстейро – крохотный населенный пункт на западном побережье Галисии, в провинции А Корунья. От океана его отделяет лишь мини-бухта – одна из знаменитых Риас Бахас, на берегах которой расположилось множество таких же рыбацко-портовых поселков. Здесь пахнет рыбой и соснами, холмы вдоль шоссе укрыты буйной зеленью. Я, наконец-то, еду в Эстейро по приглашению своих испанских друзей. Они говорят, что Галисия везде хороша. Целиком соглашаюсь, но, кроме этого, решаю поискать в этих краях какие-то особенные «изюминки»...
Кроме роскошной природы и целебного воздуха, влажных морских ветров и блеска множества рек, земля эта изобилует удивительными рукотворными деталями, служившими человеку в быту на протяжении сотен лет. Эти элементы не только внесли в местный пейзаж уникальное очарование, но и стали частью и эмблематикой богатой галисийской культуры.
Horreos
Стоит себе небольшая избушка на курьих ножках. Вернее – на каменных, и ножек не две, а четыре или больше. Все равно очень похоже на прототип. Вот не думала, что в Испании увижу успешно материализовавшийся объект из всем нам известной русской сказки. Да еще в таком несметном количестве. Но Баба Яга, разумеется, в таких домиках не живет, и предназначены они для сугубо мирных целей.
Horreo– это зернохранилище, которые на испанском севере издавна использовали для укрытия урожая от влажности, грызунов и птиц. Идея этих сооружений появилась после многолетних поисков и размышлений человека о том, как создать оптимальную конструкцию, отвечающую этим требованиям. В результате появились сооружения разных форм: прямоугольные, квадратные, круглые и даже восьмиугольные. Путешествуя по деревням Галисии, в некоторых местах их можно увидеть целые «россыпи». Мне в Эстейро и в селах-соседях больше попадались прямоугольные. Моя подруга Долорес, которая в Галисии родилась, говорит, что ее первые детские воспоминания связаны именно с этими забавными домиками.
Сооружения сохранились в оригинальном виде – разных размеров, из разного материала, с некоторыми отличиями в конструкции. Но с неизменным общим «трюком» – все они приподняты над землей и посажены на каменные сваи, где им не страшны дождевые потоки и благодаря чему хранящееся внутри зерно хорошо просушивается и вентилируется. Так его можно надежно сохранить до помола. Некоторые крестьяне пользуются этими амбарами и сейчас, некоторые хранят в них инструменты, у кого-то они пустуют. На многих подворьях рядом с horreosуже давно стоят современные дома, но старые амбарчики не только никому не мешают, но и очень украшают сельский пейзаж. В одном дворике я даже увидела новенький, с иголочки, миниатюрный horreoв роли декорации. Видимо, хозяину не повезло унаследовать от предков раритет, и он решил его соорудить. Чтобы было не хуже, чем у соседей...
Сколько же лет этим дивным творениям? По-разному. Есть двухсотлетние, есть и постарше. Первое упоминание о галисийских horreosотносится к ХIIIвеку, оно встречается в так называемых Гимнах Святой Марии (CantigasdeSantaMaria), которые приписывают Альфонсо Десятому Мудрому. Предполагается, что начальный этап использования этих хранилищ связан с выращиванием в Галисии проса – весьма популярной в Средневековье зерновой культуры. Потом с кораблями Колумба в Европу прибыла кукуруза, которая постепенно вытеснила просо с полей. Хлеб был фундаментальным продуктом питания населения, поэтому «воздушные» амбары играли очень важную вспомогательную роль в сельском хозяйстве. Для злаковых они оказались просто таки идеальным местом хранения. Материалы для строительства использовались в зависимости от зоны обитания людей, по этому признаку выделяют четыре типа строений – из камня, дерева, смешанные и из прутьев. Последние были распространены меньше.
Справедливости ради нужно сказать, что кроме Галисии, horreosв большом количестве сохранились в Астуриас, Кантабрии, Стране Басков, а также на севере Португалии. Но именно в Галисии их наибольшее количество – около 30 тысяч. По конструкции галисийский тип (horreogallego) отличается от астурийского своей продолговатостью, а в соседней Астуриас преобладают квадратные формы. Среди всего этого разнообразия, разумеется, есть свои рекордсмены. Самое длинное строение растянулось на 37 метров, самое высокое достигает 8,5 метров, а самое вместительное стоит аж на 51 «ноге»!
Сага о мельнице
Как выглядит мельница – все знают. Но не всë. Оказывается, галисийцы, используя такое преимущество, как выход к морю, строили мельницы, получавшие энергию от… морских приливов.
Друзья везут меня в поселок Мурос, к одной из таких тружениц-мельниц. Правда, таковой она была много лет назад, а в наше время превратилась в музей. Кстати, глядя снаружи, на первый взгляд и не понять предназначение сооружения – нет ни «крыльев», которые бывают у ветряных мельниц, ни каких-то видимых вращающихся колес, которыми обязательно оснащены речные.
Длинное суровое здание стиля позапрошлого века было основательно продумано в инженерном плане. Сконструировал его уроженец Мурос Игнасио Перес Басарра, который, вернувшись из эмиграции в Америку, решил сделать доброе дело на родной земле. На нижнем этаже находились шесть входных ворот для воды, где и вращались механические элементы, а на верхнем – мельничные жернова и жилище мельника. В Галисии зто самая большая мельница такого типа и одна из самых известных в Европе. Идея родилась в начале ХIХ века в связи с тем, что в этой зоне интенсивно культивировали кукурузу, а речных мельниц из-за сужения русел рек в летнее время не хватало. Мукомольному делу сооружение прослужило весь ХIХ век, а в 1914 году здесь построили еще и бани – для лечения больных ревматизмом при помощи морской воды и водорослей.
Мельница на морских приливах продержалась до 50-х годов прошлого столетия. Ее пришлось закрыть тогда, когда значительно сократился интерес к кукурузной муке, а также из-за возросшей конкуренции с электрическими мельницами. Несколько десятилетий она простояла в абсолютном забвении, от чего разрушились некоторые ее части и механизмы. Но в 90-е годы ее вернули к жизни уже в новом качестве. Теперь это культурный центр, разделенный на две части. В первой – экспозиция, рассказывающая об истории мельницы и о процессе производства муки, а во второй – зал для художественных экспозиций. Посетителям предлагается лично «опробовать» процесс помола, бросив горстку зерен во вращающиеся жернова. Я тоже попробовала, вспомнив свой детский опыт, когда бабушка брала меня с собой на сельскую мельницу. Это был настоящий праздник, дававший ощущение, что участвуешь в чем-то очень важном.
В Испании есть несколько подобных мельниц, использующих как движущую силу энергию приливов – в Кантабрии, Астуриас, Уэльве. А в Западной Европе они сохранились во Франции, Шотландии, Нидерландах.
Восхождение к Сильвосе
Долорес, влюбленная во все галисийское, говорит мне, что рядом с Эстейро есть заброшенная деревенька, где обитает всего один человек - 80-летняя старушка, наотрез оказывающаяся покидать экологически райское место, хотя в городе у нее дочь. «Поехали, сама увидишь. Кстати, каменные дома, которым 200 лет, продаются там за копейки», – заговорщически добавляет Долорес. В мои планы не входило приобретение домика в раю, но стоическое упрямство бабушки заинтересовало.
Деревушка называется Сильвоса и находится в зеленой долине всего в пяти километрах от Эстейро. Благодаря окружающим ее горам здесь такая тишина, что цивилизация кажется чем-то второстепенным. Хотя оттуда даже видны корабли на море. Внизу, где мы оставили машину, установлен плакат-подсказка с картой местности. На нем видно, что в этой зоне есть еще несколько столь же уединенных селений. А также несколько пешеходных маршрутов, ведущих к ним. От начавшегося летнего дождя все кажется еще зеленее. В ручьях – чистейшая вода, цветы и травы растут наперегонки.
Упрямую старушку мы не встретили, но я быстро поняла, что она здесь не одинока. У некоторых домов встречаются люди, которые что-то мастерят. Что-то достраивают, что-то перестраивают, стараясь не нарушить сложившийся за века стиль.
Правда ли, что здесь можно купить дом очень дешево? «Я купил всего за 12 тысяч евро, – говорит молодой парень из Понтеведры. – Хотя это лишь начало дела. Я работаю в городе, сюда приезжаю только на выходные и все делаю сам. Конечно, на реставрацию уйдет еще несколько лет, но я хочу сделать все так, как мне нравится. В городах сейчас нечем дышать. Я хочу привозить сюда своих детей».
Силами таких энтузиастов видавшие виды каменные дома в глубинке испанского севера получают новую жизнь. Для кого-то – мода, для кого-то – необходимость возврата к истокам. Немало строительных компаний предлагают свои услуги по реставрации сельских жилищ. Я склонна думать, что люди умнеют - хотят сберечь наследие. Хотя не все, конечно. Возможно, плохие возьмут пример с хороших?
Кстати, в Сильвосе нам опять встретились наши хорошие знакомые – horreos. Они здесь неотъемлемая часть удивительно красивого целостного ансамбля. И снова смотришь на них с любопытством, подмечая новые детали. Но Галисия такова, что если вы даже в чем-то повторитесь, вам не наскучит. Даже когда здесь идет дождь. Не зря же ее называют «зеленым раем Испании».